Сухопутный крейсер Big Bertha

На днях мы писали про чертовски амбициозный проект под названием Big Bertha - настоящий сухопутный крейсер, который был предназначен для покорения Антарктики. Сегодня мы углубимся в техническую часть интереснейшего автомобиля, который не смог оправдать возложенных на него надежд.


В первую очередь впечатляют размеры автомобиля: длина 17 метров, ширина больше шести метров и высота колес в 3,7 метров. Причины конструировать такой огромный корпус банальны: для автономного существования команды нужно много места. Также оно требуется для размещения всех узлов и агрегатов, необходимых для поддержания комфортных условий для экипажа.


Еще одна причина - в снижении давления на грунт. Вес «Большой Берты» составляет немыслимые для колесного транспорта 34 тонны. А для движения по рыхлым грунтам необходимо оказывать минимальное давление на почву. Иначе не найдется такой силы, которая бы направила машину к финишу маршрута. Направление, кстати, можно было выбирать любое: благодаря всем (!) поворотным колесам «Большая Берта» могла двигаться как боком, так и разворачиваться буквально на месте.


Подробнее остановимся на колесах: это одна из самых интересных частей этого диковинного транспорта. Во-первых, они просто гигантские, вы только посмотрите на фотографию! Размерность колеса - 3,7 м высоты и 84 см ширины. Для предотвращения растрескивания резиновой основы на морозе был продуман обогрев колесных ниш выхлопными газами.


Была разработана система, позволяющая преодолевать широкие трещины в снегу. Ширина трещины могла достигать 4,6 метров. Для этого передние колеса «вжимались» в колесные арки на максимальные 1,2 метра, тогда как дорожным просвет под задними наоборот увеличивался. Таким образом машина продвигалась вперед.

Это очень долгий процесс, требующий внимания и усидчивости: преодоление препятствия занимало никак не меньше 20 приемов и около полутора часов времени. Хотя спешить особо некуда, когда ты преодолеваешь трещину во льду на машине, которая тяжелее танка Т-34.


На верхней части автомобиля (на баке, если использовать корабельную терминологию) находилась площадка для транспортировки небольшого самолета. Говоря «небольшой», я имею в виду пятиместный грузопассажирский биплан Beechcraft, а не какое-нибудь компактное подобие современного дрона.


Для спуска и поднятия самолета была предназначена мощная электрическая лебедка. Самолет должен был помогать прокладывать курс в сложных ледовых условиях, а также для составления топографических карт.


Система обогрева жилой зоны была отлично продумана: по рассказам современников «Большой Берты», члены команды ночевали только под легкими покрывалами. Помимо выхлопных газов, помещения автомобиля обогревались трубопроводами с циркулирующим антифризом. «На борту» не было недостатка в освещении: даже когда маршевые двигатели не работали, мощные аккумуляторные батареи питали многочисленные лампы освещения.


Внутренние помещения состояли из трехместной рубки управления, которая располагалась на самом верху корпуса, пятиместной спальни, кают компании для всех членов команды и просторной кухни с оборудование для готовки пищи. На борту была даже «темная комната» - проявочная для работы с фотографиями. В задней части располагался грузовой отсек с двумя запасными колесами, мастерская со сварочным аппаратом, а также склад снаряжения и провизии.


Трансмиссия была новаторской - вероятно, «Большая Берта» была первым автомобилем, в котором использовались дизель-генераторы вместе с электромоторами. Такая схема используется по сей день в многотонных тягачах и другой колесной технике. «Большая Берта» была оборудована двумя шестицилиндровыми дизельными двигателями объемом по 11 литров и мощностью по 150 л.с. Эти моторы вращали электрогенераторы, которые, в свою очередь, вращали электромоторы. Электродвигатели производства General Electric развивали мощность по 75 л.с. каждый и располагались в просторных ступицах.


Это был транспорт эпохи мечтателей и покорителей неизведанных областей. К сожалению, о нем забыли мгновенно - как только выяснилось, что он совершенно не подходит для передвижения по снегу. Тем не менее, «Большая Берта» пусть и недолго, но олицетворяла целую эпоху покорителей Антарктики.

Бахарев Николай

Прикрепленные изображения

Для размещения комментария нужно войти или зарегистрироваться

Комментарии