Антарктический Экспресс - 1939

Сегодняшняя тема материала - снежная, холодная. Впрочем, хватает в ней и страсти, и теплоты. Просто речь пойдет о таких краях, что даже жители Сибири или Дальнего Востока могут подивиться - куда уж дальше! Если все автомобили, о которых мы писали ранее, имеют хотя бы чисто теоретический шанс быть встреченными на улицах вашего города, то наш сегодняшний герой обзора такой возможности не имеет. Вернее, героиня: Big Bertha, или «Большая Берта» - транспортное средство, которое язык не повернется назвать автомобилем (но синонимов немного, поэтому мы будем так делать).


Это - настоящий сухопутный крейсер, созданный для автономного проживания группы людей в условиях экстремального холода Антарктиды. Разработка началась в 1937 и завершилась в 1939 году строительством этого мастодонта. Разработкой руководил Томас Поултер, американский полярный исследователь и технический директор Иллинойского технологического института.


Имея ряд инновационных решений, транспорт не оправдал возложенных на него надежд. «Большая Берта» осталась в Антарктике. В 1958 году удалось определить местоположение «сухопутного крейсера», но переменчивая ледовая обстановка сыграла ключевую роль в судьбе этой технической диковинки. «Большую Берту» поглотил океан, и она осталась в Антарктике навечно.


Финансировал разработку Исследовательский фонд технологического института бронетехники. В октябре 1939 года автомобиль был построен компанией Pullman. Испытания начались с пробега на расстояние 1640 км, в ходе которого отказало рулевое управление.


В результате «Большая Берта» три дня оставалась в плену ручья, из которого не смогла выбраться самостоятельно. Уже 15 ноября автомобиль отправился к паковым льдам Антарктики на судне «Северная Звезда».


Проблемы начались сразу по прибытию в Китовую бухту: для выгрузки «Большой Берты» с борта судна построили специальную рампу поистине гигантских размеров. Когда стихли аплодисменты, выяснилось, что совершенно гладкие шины не способны обеспечить нужное сцепление со снегом и льдом.


Неясно, почему этот факт не выяснился во время первоначальных испытаний в США - скорее всего, пагубную роль сыграла спешка и сжатые сроки отправления судна. Но факт оставался фактом: гигантские колеса погружались в снег почти на метр и свободно прокручивались, едва передвигая корпус автомобиля. Также обнаружилась нехватка тяги при движении вперед.


Позднее экипаж нашел решение: два запасных колеса были прикреплены к передним шинам, а на задние были установлены цепи противоскольжения. Вдобавок к этому решено было двигаться задним ходом - только в этом случае двигателям хватало мощности передвинуть эту махину весом более чем в 30 тонн.


Преодолеть получилось только 148 км, после чего начальник экспедиции Томас Поултер покинул транспорт, оставив заместителем Алтона Уэйда. Уэйд с командой занимались научными исследованиями - сейсмологическими наблюдениями, сбором гляциологических проб и другими работами.


В скором времени финансирование проекта было прекращено, так как назревала Вторая Мировая война, которая кардинально изменит планы Правительства США.

Во время операции Highjump (о ней подробнее в следующих наших статьях) в конце 1946 года «Большая Берта» была найдена. Для восстановления транспорта требовалось бы только накачать огромные шины и провести несложное обслуживание главных узлов и агрегатов. На корпус был установлен шест, обозначавший местоположение транспорта. В 1958 году бульдозер наткнулся на «Большую Берту» - данные о ее местоположении были обновлены, но более поздние экспедиции не смогли обнаружить никаких следов транспорта. Это связывают с тем, в начале 1960 года от паковых льдов откололся огромный кусок и ушел в дрейф в море Росса.

Некоторые технические характеристики «Большой Берты»:

Длина: 17,0 м
Ширина: 6,06 м
Высота колеса: 3,7 м
Снаряженная масса: 34,000 кг
Запас хода: 8000 км
Максимальная скорость: 48 км/ч
Заявленный период полной автономности: 1 год в самых экстремальных условиях

На этом заканчивается история одного из самых несуразных видов транспорта для экстремальных условий Антарктики. И пусть вклад «Большой Берты» в исследование полярных регионов было ничтожным, технические решения, впервые примененные на этом гиганте, используются по сей день. В следующей статье мы подробно опишем техническую сторону транспорта, не уходя в глубины исторических разночтений.

Николай Бахарев

Прикрепленные изображения

Для размещения комментария нужно войти или зарегистрироваться

Комментарии